edvoskina (edvoskina) wrote,
edvoskina
edvoskina

Category:

записки прилежного читателя

У меня чтение Гарри П совпало с дарением мне айпада. А это круче, чем записная книжка ( которой, впрочем, у меня отродясь не было). Читаешь и пишешь, читаешь и пишешь. Сам процесс увлекает. Но,кроме меня это вряд ли кому интересно. Все эту остановку давно проехали, вышли, погуляли, да еще и впечатлениями от обсуждения поделились. А тут я с авоськой задних мыслейГ.П

Г.П
Поскольку мир волшебный и в нем ушибы, травмы и увечья заживают чудесным образом, ранятся и травмируются персонажи намного сильнее, чем в обычной жизни. Один квидич чего стоит. Бьют битами по башке, падают с небес, зарываясь при этом в землю, ребра ломают... И ничего. В худшем случае ночь в больничке. А еще отравления, ожоги, потеря рук и ногтей при трансгрессии, укусы разнообразных тварей.... Я понимаю, что книга очень английская. Знаменитое хождение в мороз с голыми коленками просто слегка преувеличено. Испытание тела происходит постоянно и требует не мужества, а, скорее, привычки. Все поправимо. Это такая супервера в себя, в медицину, в помощь, которая придет вовремя. Невозможно придумать аналогию с нашими подростковыми книгами. У нас физическое страдание - героический одноразовый подвиг - " коммунисты пытали мальчонку". Все остальное время персонажи берегут свой хрупкий телесный мир, потому что он непрочен и уязвим. Потому что холодно, голодно и постоянно тяжело в повседневной жизни даже без всяких специальных испытаний. Сортир на морозе, лед на тротуаре не, закаляют, а заставляют цепляться за тепло и удобство, как за что-то чрезвычайно ценное и преходящее. В лесу и на зимовке к себе надо относиться чрезвычайно бережно, потому что ногу подвернешь и о помощи не докричишься. "Никто не придет - никто не такой идиот" - как когда-то сказал маленький мальчик. Ресурс тела он ведь не возобновляется

Г. П. - монотонная сага, в которой цикл - книга - год. Это очень традиционно и, единственное, что отличает от обычной схемы, это то, что год не от зимы и Рождества считается, а от лета до лета. От июльского дня рождения Г. П. Испытание - катарсис - счастье (или облегчение). А потом сразу горе, напряжение, ожидание беды. Интересно, когда у самой авторши д.р. ? Потому что это летнее тяжелое время, так контрастирующее с солнцем, небом и загаром, знакомо,мне кажется, только нам - Ракам и Львам. Действительно д.р. Роулинг- 31июля

Хорошо они партизанят, возвращаясь в двухкомнатную квартиру с кухней. С креслами и камином. Страшные непредставимые цивилизационные лишения

Должно появиться громадное количество заведений, с названиями из книжки:бары "три метлы", "дырявый котел". Ремонтная мастерская "репаро". Только разности перевода на русский делают это проблематичным здесь.

Интересно разработана ли фанатами и критиками теософская тема ГП? Магия магией, но у персонажей есть "крестные отцы". Это важный сюжетный момент. И соблюдение ритуала и ответственность. Я же читала не в оригинале, я не знаю нюансов, может быть крестный здесь имеет какое-то другое, не религиозное, значение. Кроме того празднуется Рождество, Сочельник упоминается. Все это, конечно, вскользь, почти машинально, как устоявшиеся и потерявшие смысл понятия. Отношения с загробным миром разнообразны и совершенно неоднозначны. Умершие являются, действуют, существуют в портретах, но в то же время кто-то из них превращается в привидение, кто-то в " инфернов", главный злодей, судя по интервью самой Роулинг, бессмертен, но влачит вечное жалкое существование на вокзале Кинг-Кросс. Но при этом существует "душа". И она, как в христианском мире - главная ценность

А еврей ли Гарри Поттер? А что, умненький черноволосый мальчик, которого почти всю книгу, большинство не любит и опасается?

Очень семейный мир. Еще одна, невозможная у нас, сторона повествования. Кто такой ГП? Это выпавший из семейного гнезда птенец. И пока он в гнездо не вернется, не обрастет большой родней - не будет ему счастья. Прочный мир, в котором прадедушки существуют в абсолютной реальности, а не как у нас, в виде мифа. Правила, кровь, привычки и традиции, присущие только этому клану и без революционных изменений тянущиеся сквозь века - у нас этого нет. Совсем нет. Нет нашкодившего в середине семнадцатого века предка из-за сходства с которым тебе сейчас достается.

Получается, что магия - это еще одно агрегатное состояние

У ГП солдатская жизнь. Солдатское отношение к жизни. С одиннадцати лет он знает, что его готовы убить, должны убить, просто обязаны. Все остальные живут в мирном мире с заурядными катастрофами, с неопределенностью конца, неопределенностью отношений. А ГП точно знает, что у него есть враг, и не просто недоброжелатель, а несовместимое с ним под солнцем и луной существо. И это первое большое знание, которое приходит к нему сразу после тусклых лет в чужом доме. Просто " Иваново детство" какое-то.

Очень важная тема сиротства. Недолюбленности. Существуют градации меры полученной любви. ГП достается любовь до года. Обожание, ласка, защита даже после смерти. Хагриду - любовь до школы. Да и то, только отцовская. Невиллу - воспитывающая бабушкина. Теду Люпину и самому Кто-Знает-Как-Обозвать родительской любви не достается вообще. Если это исходная точка зла, то в дальнейшем Тед должен возглавить новый поход на добро.

Видно, что училка-мамаша писала. Для нее восемнадцатилетние допризывники - дети. Только дети. Слабые и несмышленые.

И еще - гимн дамской сумочке. Я всегда знала, что там может поместиться и килограмм картошки и пара ботинок и зонт и пудренница и со всем этим можно пойти вечером в театр. Только спутнику не давать подержать, чтоб не надорвался бедненький. Но маленькая сумочка Гермионы.... Это абсолютное совершенство. Это мечта. Мешочек, который можно запихнуть в носок(кажется) и в котором хранится палатка, библиотека, меч, чайники с чашками, одежда и картины и вообще все, что в жизни может пригодиться. Идеальный волшебный атрибут. Очень женский. Мужчина бы такого не придумал. Это опережающая забота.

Никакая магия не может помочь исправить близорукость ГП и дальнозоркость Дамблдора. Зубы новые вырастить могут, а это - нет. Глаза - зеркало души. Не трожь!

А домовые эльфы! Вот воплощенная мечта хозяйки. Домохозяйки. Любят беззаветно, терпят всегда, приказы исполняют любые, самые вздорные, одежды не требуют, еду достают из воздуха, начищают сковородки до полного сияния и при всем при этом на глаза не показываются, с разговорами не пристают, благодарно существуют где-то в подполе. Да, я тоже жду его, своего домового эльфа, но они приходят только к чистокровкам. Вот досада.

У этой чудесной "нужной, выручай-комнаты" временами должен возникать э-э...когнитивный диссонанс. Например в конце эпопеи, когда одни люди хотят в ней спрятаться, а другие - их найти. И вопрос только в точности формулировки желания и в страстности его. Практически, как в обращении к Всевышнему.

Про кино. К маленькому мальчику Дениэлу пришел режиссер и сказал ему: ты будешь самым знаменитым мальчиком в нашем мире. Тебя все будут узнавать. Ты станешь другим. Почему? Потому что ты будешь играть ГП. В одиннадцать лет десятилетняя перспектива - это практически вся жизнь и есть. Так что они равны: актер и персонаж.Их жизнь перевернулась и окунулась в магическое. Кино - это ведь тоже волшебство

А ведь Г.П матом не ругается. Ни когда гоняется за шариком под дождем, ни когда скачет по лесам, ни когда "мечет заклятия". Как может современный подросток отождествлять себя с ним, если слово "блин" и то изъято из обращения.Но ведь отождествляют. Значит на территории сказочно-возвышенного необходимость в подпирающем мате отсутствует. Он, наоборот, исполняет роль магических заклинаний в реальности.

Это еще и косвенно выраженное уважение к живописи, как к великому магическому искусству. Портреты, написанные маслом на холстах, живут, разговаривают, перемещаются, участвуют в жизни реальных людей. В то время, как фотографии молчат и персонажи на них всего лишь приветливо машут и немножко двигаются. Вот она - волшебная сила Искусства

Мир ГП принципиально архаичен. Там технические достижения давно осуществлены и в другой форме: ну всякая там нуль-транспортировка, обмен мыслями, выращивание рук и ног. Поэтому можно обойтись без приливов моды и смены гаджетов. Из века в век - одна и та же форма школьников, способы доставки почты, деньги без инфляции и паровоз до Х. Мир без компьютеров, мобильных телефонов,телевизоров и музыки в наушниках, но с остающимися вечно книгами. И не "читалками", а полновесными учебниками. Которые иногда кусаются.

В качестве примера относительного, пусть и медленного, течения времени - переписка ГП с Томом Р. Это в кино. Но очень наглядно. ГП пишет кривыми полупечатными, стоящими на расстоянии буквами. Том - слитным курсивом. Это сороковые годы. Если бы речь шла о 19 веке вообще были бы завитушки и росчерки.

А вообще фильм отравил мне книжку. Он пустой холодный и однозначный.
Надо сделать совсем другой с множеством теплых мелких подробностей. Тогда зло, посягающее на него становится по-настоящему страшным. А так... обычные космические синие ужасы.

Tags: осваивая технику
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments