edvoskina (edvoskina) wrote,
edvoskina
edvoskina

Category:

Зисман про фагот

начало http://edvoskina.livejournal.com/115934.html

Родственничек-переросток. Те же проблемы, что у нас, гобоистов и рожкистов - вечно сидят в паузах, склонившись поближе к лампочке на пульте, таращат глазки, точат трости. Тот же бардак на полочке, что и у гобоистов - баночки, коробочки, ножи, мелкий наждак и точильный камень, микрометр. Мусор под стулом из обрезков камыша. И недовольное выражение лица, когда надо играть, потому что самое ценное на репетиции - это паузы. В паузах можно точить трости. А играть... Что там играть - сплошная потеря времени.
Всё у них знакомо - такая же трость, ну пошире, конечно, побольше. И без штифта. Сразу своим камышом надевается на длинный эс, напоминающий медные трубки тормозной системы "Жигулей", только серебристый. Он, как мичуринская веточка-прививка, втыкается в вязанку дров, коей, в сущности, фагот и является. Как и все деревянные духовые инструменты, он сделан разборным. И на том спасибо.

А уж вес почти в семь кило никуда не спрячешь. А брутто с футляром и все десять потянет. Так он на шее у фаготиста и висит тяжёлым камнем. На ремне с крючком на конце. Там одного металла сколько пошло. На клапана и прочую механику. Обычная проблема - от акустики никуда не денешься. Значит у высоких инструментов - дырочки поближе друг к другу, а у низких, больших - подальше. А руки-то у всех примерно одного размера. Вот конструкторы и выкручиваются как могут. С помощью разнообразных механических передач. Вот и сидят люди с фаготами у меня за спиной, гремя клапанами.
Деревянная часть фагота состоит из двух параллельных увесистых деревянных трубок, соединённых снизу U-образным сапогом, из которого после концерта сливают воду, и раструба, торчащего вверх, и в театре почти упирающегося в нависающую над ямой часть сцены. Поэтому на поклоны театральные фаготисты не встают - некуда. Дети подземелья.
Каким таким образом звучит изогнутый воздушный столб, понятия не имею.


Мне коллеги, играющие на кривых инструментах, вроде тромбона и фагота, пытались объяснить, но поскольку они сами не понимают, то у них ничего не получилось. Хотя, если взглянуть на валторну, то фагот покажется довольно тривиальным случаем фигурного воздушного столба.
Вообще-то говоря, внешне очень красивый инструмент. Кто-то мне говорил, что в фильме "Гиперболоид инженера Гарина" этот заглавный девайс изображает фагот. Не помню. Но в принципе - достоин.
Когда я начинал работать, я на них особого внимания не обращал.
В первый раз я пристально посмотрел на фагот в Новосибирском оперном театре. Но сначала - маленькое лирическое отступление. Для наглядности.

В наступившей после этого тишине Гурфинкель спросил:
– Знаете ли вы, мистер Большаков, как погиб Терпандер?
– Какой еще Терпандер?
– Греческий певец Терпандер, который жил в шестом столетии до нашей эры.
– Ну и как же он погиб? – вдруг заинтересовался Большаков.
Гурфинкель помедлил и начал:
– Вот слушайте. У Терпандера была четырехструнная лира. И он, видите ли, решил ее усовершенствовать. Добавить к ней еще одну струну. И повысить, таким образом, диапазон своей лиры на целую квинту. Вы знаете, что такое квинта?
– Дальше! – с раздражением крикнул Большаков.
– И вот он натянул эту пятую струну. И отправился выступать перед начальством. И заиграл на этой лире с повышенным, заметьте, диапазоном. И затянул какую-то дионисийскую песню. А рядом оказался некультурный воин Медонт. И подобрал этот воин с земли недозрелую фигу. И кинул ее в певца Терпандера. И угодил ему прямо в рот. И через минуту греческий певец Терпандер скончался от удушья. Подчеркиваю – в невероятных муках.



Кстати, зная, что Довлатов всегда пишет истинную правду, я сильно удивился, что у древнегреческого хлопца такая подозрительная фамилия. Тем не менее, за исключением прононса Гурфинкеля, который целиком на его совести, всё остальное - исторический факт. Ну, возможно, за исключением натуралистических подробностей биографии, я бы даже сказал, эпикриза Терпандра.

Так вот. В Новосибирск я поехал не на гастроли, а в гости. И всё равно оказался в оперном театре. На "Борисе Годунове". На каком-то верхнем ярусе. История мне показалась довольно скучной. Как и целому классу учащихся, которых туда приволокли повышать свою культуру в целом и музыкальную, в частности. Я так понимаю, что они перед этим проходили Пушкина.
Дети очень быстро нашли способ придать мероприятию внутреннюю динамику. Они начали прицельно кидать карамельки монпасье в дырочки раструбов фаготов, которые в Новосибирской опере сидели незащищённые сценой. Не хуже, чем некультурный воин Медонт. Вот тогда меня в первый раз заинтересовал фагот.
Какое-то время я посидел среди детей, а потом пошёл в буфет есть мороженое.


Много лет спустя уже с "Новой оперой" мы играли "Бориса Годунова" в Костроме. После спектакля, когда уже все, кому положено, умерли, царевичи и лично Царь, с государственным словом выступил губернатор, выросший, похоже, как раз из таких детей с монпасье, и в этом слове с чувством глубокой благодарности сказал, что мы изрядно развлекли публику, по-видимому не очень понимая, почему из-за одного убиенного царевича разгорелся такой сыр-бор.

Однако, вернёмся от развлекательной функции фагота к музыкальной.
Вот так однозначно сказать, чем занимается в оркестре фагот, достаточно сложно. В музыке барокко и даже в классицизме фагот играл, как правило, чисто техническую роль баса, дублируя виолончели и контрабасы. И эта часть его деятельности, безусловно сохранилась и дальше. Но не только.
Кстати, о фаготе и басе. В Реквиеме Моцарта гобоев нет. Не написал. Но вот как-то однажды сложилось, что я сидел на сцене во время исполнения фрагментов из Реквиема и откровенно бездельничал, сидя рядом с фаготами. К "Lacrimosa" я уже изучил весь зал и оглядел всех зрителей. А развлекаться как-то надо. И я решил, не заглядывая в партию фагота, предугадывать ноты, которые написал Моцарт. Вот ведь, казалось бы, музыка знакомая, классика, ну что там может быть. Вот верите ли, почти ничего не угадал. Зато предметно понял разницу между гением и "просто так посидеть пришёл", а заодно получил бездну удовольствия.
Что ещё в оркестре делает фагот? Он играет вступление к знаменитой арии Неморино из "Любовного напитка". С арфой. В стилистике "у кошки четыре ноги". Или "сами мы не местные". Музыку такого же масштаба, исполняя которую в электричке, ты всегда будешь в плюсе, я знаю только в финале "Набукко" Верди. И, разумеется, все коллеги фаготиста во время этой арии ему (ей) сопереживают, считая, что фагот, безусловно, главнее тенора, что-то там поющего в отдалении.
Совершенно гениально для фагота писал Чайковский. Я даже не говорю об операх. Но Шестая симфония просто написана для фагота. Даже, пожалуй, слишком гениально, потому что Пётр Ильич шёл от некоторого внутреннего идеала, а фагот - инструмент тростевой, и сыграть на нём шесть piano, как просит Чайковский, очень сложно. И сколько ни затыкай его тряпками и поролоном, он всё равно звучит. А дирижёр хочет ещё тише - ему-то поролоном затыкать ничего не надо. <...> (Здесь была пропущенная на всякий случай злобная реплика.)


Иногда вместо фагота в одном фрагментике в первой части используют бас-кларнет, которому исполнить любое piano всё равно , что сигарету выкурить. И он сидит всю симфонию из-за четырёх нот.
Так, навскидку приходит в голову сольная каденция из "Шехеразады" Римского-Корсакова. Очень яркое место. Там главное, даже если всё выучено и получается, чтобы мозги не переклинило из-за многократно накручивающихся, как спагетти, мелких мотивчиков. Бывает.

Но в оркестре есть ещё одно чудо - контрафагот. Про него расскажу с особым наслаждением. Но сначала дам слово Томасу Манну. Он не во всём прав, а может тогда, когда он это писал, что-то было иначе. Но уж больно душевно...

Среди деревянных духовых инструментов был здесь, тоже не в малом количестве, и его антипод, контрафагот, шестнадцатифутовый, как и контрабас, то есть звучащий октавой ниже, чем то указывается в его нотах, мощно усиливающий басы и вдвое превышающий габариты своего меньшого брата, фагота-пересмешника, как я его называю, ибо это басовый инструмент, лишённый подлинной мощи баса, со своеобразной слабостью звука, блеющий, карикатурный. Но до чего же он был хорош с его изогнутой духовой трубой, с нарядным блеском рычажков и клапанов...

Честно говоря, когда я услышал контрафагот в институтском оркестре, он мне показался похожим на трухлявое дерево. И звуки, которые из него извлекали, несмотря на разные выписанные ноты, звучали примерно одинаково по высоте, а по тембру напоминали то, что издавал бы пожилой слон, съевший накануне чего-то не то.


Несколько позже, услышав контрафаготиста из Госоркестра, я был сильно изумлён, обнаружив, что контрафагот является вполне темперирующим инструментом.
Когда-то на гастролях первым фаготистом поехал Саша Кличевский - музыкант от Бога и замечательный парень, к тому же. И, чтобы поразвлечься, попросил контрафаготиста на репетиции поменяться местами. Реакция Саши на инструмент, который он держал первый раз в жизни, была восторженная: "Ну и штуковина! Но тормозной путь...". В общем, он, конечно, прав. А что вы хотите от пары брёвен со свисающим сверху металлическим раструбом, лежащих в неподъёмном ящике, который обычно приносит рабочий сцены.
Штуковина, конечно, чудовищная. Естественно, что в цикле "Сказки Матушки-Гусыни" в пьесе "Красавица и Чудовище" роль Чудовища исполняет как раз контрафагот. Но это чистая иллюстрация. А когда он используется как музыкальный инструмент - это божественно! В первую очередь в голову почему-то приходят вальсы. Из "Золушки" Прокофьева... У Рихарда Штрауса есть совершенно потрясающий Мюнхен-Вальс, сладостный и баварский до невозможности. С такими глубокими удвоениями баса контрафаготом. Правда, сам Штраус потом, как он это любит и умеет, со страшной силой забуряется в разработку, и там уже чёрт ногу сломит, но если бОльшую часть произведения выкинуть, как это сделал Федосеев, то получится самое то.
А "La valse" Равеля, начинающийся с невнятного похрюкивания контрафагота, которое и даёт старт феерическому развитию этого "апофеоза венского вальса" (это, между прочим, сам Равель так сказал. Про апофеоз)...
Мне когда-то рассказывали душераздирающую историю про пожилого прихрамывающего контрафаготиста, который опоздал на сцену к началу Вальса Равеля. И примерно как Утёсов в "Весёлых ребятах" спускался в оркестр по лестнице какого-то амфитеатра в темпе вальса - шаг на первую долю, второй - на вторую и третью. Играя при этом. Чаплинская драматургия, я бы сказал.

В общем, необычайной красоты прибор.
А в пол втыкается, как простая виолончель. Просто глубже.
Ну, и на сладкое, "Полёт шмеля". Вот на этом всём.

http://www.youtube.com/watch?v=sdrTKYDgISQ&feature=related


P.S.
Tags: Зисман, картинки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →