edvoskina (edvoskina) wrote,
edvoskina
edvoskina

Category:

Зисман про СКРИПКУ (продолжение...)


Что они со скрипкой делают.
Помимо вышеуказанных поводов для общения струнников, есть и прочие, не менее увлекательные.
Например, играть смычком у подставки или где, у кончика или у колодочки. А изобретательность в способах звукоизвлечения на скрипке сделала бы честь любому композитору-авангардисту. Пиццикато, конечно, никого не удивит, и формалистическим приёмом не является. Хотя, в чём принципиальная разница между скрипачом, щиплющим струны ради художественного эффекта и пианистом, в тех же целях залезающим по пояс под крышку рояля, мне пока никто не объяснил.




Зато, например, скерцо из Четвёртой симфонии Чайковского, на две трети (первую и третью) исполняемое всеми струнными pizzicato, звучит совершенно нетривиально. Так же, как и в Октете Шуберта, который использовал по части штрихов, по-моему, вообще всё, что бывает. В общем, они делают со скрипкой, что хотят. Играют даже древком смычка (деревяшкой по струне). Col legno называется. А штрихи с прыгающим смычком вообще находится за пределами моего понимания - как можно добиться управляемой частоты подпрыгивания смычка, чтобы оно ещё и совпадало с движениями пальцев на другой руке! Я понимаю, что любой скрипач мне ответит: "Как не хрена делать".
А флажолет! Это когда легко пальцем касаются струны, не пережимая её, и звучит что-то где-то неуловимо и высоко. При том, что они-то точно знают, что именно неуловимое прозвучит.
Я тут поглядел - список скрипичных штрихов и приёмов игры занимает не одну страницу. Фантастика!
А потом они вырастают, ещё задолго до наступления первых признаков старческой немощи садятся в оперу и там уже до самой смерти с потухшими глазами водят смычком вправо и влево. В смысле, вверх и вниз. Спаси, Господи, их душу грешную.

Каким образом используется скрипка

Скрипка относится к тем немногим счастливым музыкальным инструментам, на которых можно играть любую музыку, независимо от её пола, возраста, жанра, национальности и вероисповедания.

Концерт для скрипки с оркестром.
Если взглянуть правде в глаза, то инструментальный сольный концерт по-нормальному существует только для фортепиано, скрипки и виолончели. Все остальные формы существования этого жанра - для флейты, гобоя, кларнета и т.д., вплоть до тубы и ударных - не более, чем проявления политкорректности и уступка педагогике. Говоря проще, они, может, и хороши сами по себе, но кроме исполнителя, его мамы и педагога, на хрен никому не сдались. (Я понимаю, конечно, что подставил борт, а может, кого из флейтистов или фаготистов ненароком и обидел, но взгляните на вопрос, не обманывая себя.


Или просто на афишу). Для скрипки написано огромное количество концертов, в том числе, имеющих не только виртуозно-цирковую нагрузку (что само по себе тоже замечательно), но и несущих вполне серьёзный музыкальный смысл. Такие, например, как знаменитые концерты Сибелиуса, Мендельсона, Моцарта, Чайковского, Шостаковича. Это только начало списка.

Концерт для скрипки без оркестра
Тоже, между прочим, очень достойное мероприятие. Хотя и менее зрелищное. Замечательной музыки для скрипки и фортепиано написано очень даже немало. И ансамблевой. Всё-таки скрипка относительно одноголосный инструмент, и поддержка ей не помешает. Но вершиной и приближением к абсолюту является "Чакона" из второй партиты Баха для скрипки соло. Она, конечно, ни фига не одноголосная, но в своём великом минимализме перекрывает самые виртуозные и блестящие скрипичные концерты.

Концерт для скрипки в оркестре.
Всё-таки я человек оркестровый, поэтому скрипку чаще всего наблюдаю именно в этой ипостаси. Проникнуть в глубины их командной психики я всё равно не в состоянии. Поэтому обратим внимание на концертмейстера, которому иногда предоставляется возможность поиграть.
В музыкальном театре оркестр играет вспомогательную роль. Всё-таки зритель пришёл посмотреть, как поют и прыгают. А заодно и узнать, каким образом окачурится главный герой сегодня. Его (её) застрелят, задушат, замуруют, убьют в бою за Родину перед самой прощальной арией. Или перед смертью ещё долго будут таскать в мешке по всей сцене. Или он (она) просто скончается после тяжёлой продолжительной болезни. Тоже перед последней арией.
Оркестр упрятан куда подальше, свет в яме организован в режиме светомаскировки, как во время авианалёта - тусклые лампочки, прикрытые козырьками, в полумраке торчат только завитки контрабасов, золотистый пенёк арфы и отсвечивающие блины литавр. В общем, сделано всё, чтобы во время показа немого кино тапёр был не виден. Из ямы торчит только голова дирижёра, размахивающая руками, как компромисс и неизбежное зло (посв. довлатовскому "Я отморозил пальцы рук и уши головы").
И в классических балетах Адана и Делиба оркестр, в попытке угнаться за любовными радостями и постлюбовными неприятностями героев, в самом буквальном смысле исполняет роль тапёра. И солирующая скрипка тоже.


Поинтереснее, пожалуй, только у Чайковского в балетах. Блистательные скрипичные соло в "Лебедином озере" и "Спящей красавице"... Они только выигрывают, если их исполнять в бессмертных традициях школы Столярского.

Зато на сцене концертного зала! Какая цветовая гамма! Светло-коричневый паркет, более тёмные деки скрипок, альтов и виолончелей, статные фигуры контрабасистов, чёрные фраки, белые рубашки, медные котлы литавр, сверкают трубы, тромбоны и на всё это великолепие направлены софиты. Красота, если сидеть не в первых рядах партера, откуда слишком хорошо видны оху..., охудо..., одухотворённые (вот, выговорил, наконец) лица музыкантов. Здесь они главные (как они думают). И дирижёр (как думает он и публика). И рабочий сцены в шикарном костюме, который выкатывает рояль, открывает ему крышку и кладёт ноты на пульт дирижёра. И первые аплодисменты всегда достаются ему, потому что публика, как всегда, принимает дворецкого за хозяина.

В симфоническом репертуаре, конечно, самое яркое и знаменитое соло в "Шехеразаде" Римского-Корсакова. Но скрипичная вариация в Третьей сюите Чайковского!.. С подголосками флейты, гобоя, кларнета и, особенно, фагота... Просто хочется хлопнуть стакан водки и, уронив голову на стол, зарыдать о своей несчастной судьбе лесоруба, младшего научного сотрудника, матери-одиночки, Заслуженного деятеля ОПГ, скрипача с предпоследнего пульта и т.д. (нужное подчеркнуть). Сам Н. Богословский не написал бы лучше.
Я прошу прощения именно за этот ролик, просто остальные играют ещё хуже. Оно же должно быть не спеша. Под закуску. С понятием. Перебирать-то пальчиками все умеют. А вот играть... Очень распространённая беда. Вот Фриц Крейслер - тот бы сыграл. Или Яша Хейфец.



http://www.youtube.com/watch?v=uNjAkOzkoyI&feature=related

Послушайте. Примерно с 1:05 до 3:45. Только стакан приготовьте.


Потому что, как сказал бы Джон Донн, если бы дожил до наших дней, "неизвестно для кого играет скрипка; быть может, она играет для Вас". Серединка вариации, как водится, малость послабже. Но так всегда бывает. Я знаю только одно исключение из этого правила - это Траурный марш из Сонаты Шопена №2. Но о Шопене в другой раз. Когда мы будем говорить о большом барабане и тарелках.

Скрипка и евреи

Недаром проницательными людьми подмечено, что любой человек после двадцати лет игры на скрипке автоматически становится евреем.


Великая русская скрипичная школа по этому параметру может сравниться только с советской шахматной. У её истоков стояли, с одной стороны великие Генрик Венявский и Леопольд Ауэр, которые тоже были таки да, а с другой, не менее великий Пётр Соломонович (настоящее имя которого звучало, разумеется, значительно аутентичнее) Столярский и так далее, вплоть до Захара Нухимовича Брона. И всё это происходило по знакомому, в данном случае, педагогическому, лекалу "Исаак родил Иакова...". И если даже взять скрипачей с такими вполне благозвучными фамилиями, как Корсаков или Третьяков, то учились-то они всё равно у Янкелевича, Беленького и Когана. Ну, штоб я сдох. Из всего скрипичного великолепия ХХ века увернулся только Грапелли и ещё несколько выдающихся исполнителей, так и не сумевших испортить статистику. Потому что я, конечно, не знаю, как там играли у вас Корелли, Тартини, Виотти и Паганини в доклезмерскую эпоху, но та скрипка, которую мы знаем сейчас, выросла из клезмера. И неважно, играют ли в меру разнузданно Мендельсона, Сарасате, Сибелиуса или Шостаковича. Или даже наступив на горло собственной песне - Моцарта или Баха, клезмерские уши всё равно торчат. По крайней мере, если играть Чайковского, без ушей получается хуже. Особенно, в балете.
P.S. Вы что-то хотели сказать о "Чардаше" Монти или "Венгерских танцах" Брамса?
P.P.S. Я вам просто перечислю имена.


Ничего личного. Фриц Крейслер, Миша Эльман, Яша Хейфец, Ефим Цимбалист (у меня к нему особая любовь, потому что в школе я купил пластинку фирмы "Мелодия", удивившись неформату имени. Не зря купил.), Мирон Полякин, 2-Гольдштейн-2 (Буся и Миша), Давид Ойстрах, Леонид Коган, Виктор Пикайзен, Иегуди Менухин, Михаил Фихтенгольц, Максим Венгеров, Владимир Спиваков, Гидон Кремер, Ицхак Перлман...
Это те, кто во время Второй мировой войны оказался на территории СССР или США. Или родился позже. Остальные, так и оставшиеся неизвестными имена, можно узнать в мемориале Яд вашем в Иерусалиме.


Немного о национальном вопросе
Коллега мне рассказывал, как в бытность свою студентом, участвовал в концерте в системе ВЧК-НКВД, в то время носившем уже более благозвучное название КГБ СССР. Он исполнял первую часть Концерта
Мендельсона. Сообщил об этом объявляльщику, который старательно записывал программу концерта, ибо в ней было много незнакомых для него слов. Возникла некоторая заминка. Видно было, что начинающий чекист мучительно пытается сформулировать претензии к фамилии классика. "Как, - переспрашивает, фамилия композитора?". "Мендельсон. Феликс Мендельсон-Бартольди". "А... Ну ладно" - говорит. Стоя за кулисами, скрипач слышит объявление своего номера - "Феликс Бартольди. Концерт для скрипки".



Немного об интернациональном вопросе.
В том смысле, что скрипка - она и в Азии скрипка.
Иду я как-то однажды по Шанхаю и, как обычно, никого не трогаю. Вдруг. На тротуаре в пыли сидит слепой нищий и играет на какой-то хрени. Я такого отродясь не видел. Оно было струнным инструментом размером со скрипку. Нищий, сидя на коленях, держал её, как виолончель. У этой штуки была одна струна, вынесенная, как бы на кронштейне в сторону от грифа, и он играл на ней, не прижимая струну к грифу, а пережимая пальцами разные места на струне. Но это было ещё полбеды. Он играл что-то абсолютно непонятное без каких-либо очевидных для меня точек отсчёта. Ни в смысле ритма, ни в смысле музыкальной логики. И я бы, может, и решил, что он играет, что получается. Но он при этом пел. В унисон с тем, что играл. Тут я подвис окончательно. Я потом узнал, что эта штука называется эрху. Таким образом, исполнитель на нём называется... При дамах даже пытаться не буду.
Вообще, китайский в этом смысле, очень сложный язык. Своими глазами видел Nihuya Telecom. Не думаю, что в названии как-то отражалось качество связи, предоставляемое этим оператором.
Так вот, возвращаясь к музыке. Вообще-то, у эрху две струны. Либо он одну потерял и не заметил, либо для него, как и для Паганини, количество струн было не критично.
Предлагаю Вашему вниманию концерт для эрху. Теория конвергенции находит здесь своё подтверждение по всем позициям. От тембрального до национального.


http://www.youtube.com/watch?v=re6LVYisnYY&feature=related
Скрипка оказалась каким-то настолько удачным инструментом, что она абсолютно родная в цыганской, молдавской или немецко-австрийской культуре. Вот замечательный фрагмент из фильма "Поезд жизни", в котором блистательно раскрыта тема дружбы народов.


http://www.youtube.com/watch?v=TIfbWqkK_AI&feature=related

Рядом с ним можно поставить только аналогичную сцену из фильма "Ас" с Жан-Полем Бельмондо.

Удивительная штука - скрипка. Она и салонный инструмент, и даже попсовый, с помощью которого Ванесса Мэй и красавчег Андре Рьё (Andre Rieu) нашли таки способ, как заработать себе не только на хлеб с канифолью, но и с маслом.
А какой шикарный джазовый инструмент, если играть, как Стефан Грапелли или Жан-Люк Понти.
А скрипка в кабаке! Я даже не говорю о культурном оформлении на открытии вернисажа. А чисто конкретно.

Когда вся жизнь пролетает перед глазами
Рассказ Шурика и Юрчика, потому что они играли вместе

Играем в ресторане. Начало 90-х. Контингент, сам понимаешь. Братва со своими шмарами. Репертуар тот ещё. Денег немерено. Заказывают музыку. Вдруг подходит братан вполне конкретного вида, просит сыграть Моцарта и даёт денег. Пока отходим от шока и соображаем, что бы из Моцарта сыграть, из другого конца зала подходит брат-2, даёт денег и просит сыграть "Мурку". Наш выбор заключается в том, чтобы вычислить, кто из них застрелит нас первым. Решили играть "Мурку", потому что этот выглядел страшнее. Играем.
Вдруг со своего места срывается первый и бежит к сцене. Всё, думаем, п...ц. Подбегает и орёт: "Спасибо, ребята! Сколько раз просил Моцарта сыграть, всё время какую-то х...ню играют".



Вот такой универсальный демократичный инструмент - эта скрипка. Она на своём месте и в милонгах Буэнос-Айреса, и в американском салуне на Диком Западе, и на сцене Карнеги-холла, и в баварской пивнухе, и на еврейской свадьбе. Это вам не Караваджы всякие с лютнями, гамбами и горностаями. Это Шагал со скрипками и козами.
И Эйнштейн со скрипкой.
И Шерлок Холмс тоже.

Образ музыканта - это что?
Это человек со скрипичным футляром в руке.


Tags: Зисман, картинки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →