edvoskina (edvoskina) wrote,
edvoskina
edvoskina

Category:

а Зисман пишет:

начало
http://edvoskina.livejournal.com/115934.html
Решили мы, вслед за старшими братьями, опробовать на вас "вертикальное программирование", Никакой политики. Просто новый кусок - раз в... неделю.
Ждать будете?
Начинаем...

Путеводитель по оркестру и его задворкам



"... на восемьдесят процентов флейтисты ненормальные. Что-то этот инструмент делает с их мозгами, отчего они страдают той или иной формой помешательства. Инструмент - я еще в училище обращал на это внимание - накладывает на человека неизгладимую печать. Вот странноватая каста виолончелистов - благородных тугодумов с философской складкой. Скрипачи, наверное, фигляры, хотя своего запаха не различаешь, это понятно. Зато альтистов, недоношенных скрипачей, знаешь лучше, чем кого бы то ни было: в какие бы артистические и прочие наряды ни облачались они, ущербность, альтовые уши будут торчать всегда. Можно говорить о контрабасистах, этих грузчиках мебели, или о тромбонистах, укладывающихся в неожиданную пропорцию со скрипачами: как последние относятся к альтистам, так первые относятся к молодцам из той пивной, что зовется “Отрыжка длиною в жизнь”; о вокалистах - с их хорошей внутричерепной акустикой; о валторнистах - в семействе медных они подкидыши: больно уж цивилизованны. Наконец - про главных дирижеров, которых нужно душить в зародыше."
Л. Гиршович Обмененные головы


Существует три знаковых, канонических путеводителя по оркестру.Возможно, есть что-то ещё, но я вспомнил в первую очередь эти. В хронологическом порядке. "Петя и волк" Прокофьева (вот интересно-то, а волк с большой бквы или нет? Если с большой, то коллизия приобретает, видимо, какой-то другой уровень драматизма, антагонистического противостояния. Но с другой стороны, вся эта толпа животных, включая дедушку - действующие лица... Значит, всё-таки с большой?). Прокофьевская идея, действительно, очень интересна. И инструменты, и характеры очень точны и органичны. И дети на всю жизнь запоминают (а потом их ещё много лет тычут мордой), что флейта - это птичка, гобой - утка, ворчливый дедушка - фагот (а потом они ещё узнают от Грибоедова, что фагот плюс к этому ещё и хрипун, удавленник) и т.д. Хотя в простейшем случае всё верно. Потом, когда чуть подросшие детки идут на "Лебединое озеро", они уже точно знают, что "Танец маленьких лебедей" в оркестре исполняют две утки в сопровождении удавленника-дедушки.



Второе произведение на эту тему написал Бенджамин Бриттен. Оно так и называется "Путеводитель по симфоническому оркестру для юных музыкантов" и написано в форме темы с вариациями (на тему Генри Пёрселла), где каждая вариация исполняется разными инструментами и оркестровыми группами. "Путеводитель..." чуть менее известен, но очень хорош.
Как, впрочем, и все произведения Бриттена, написанные с ласковой иронией на темы композиторов прошлого.
Ну, и конечно, "Репетиция оркестра" Федерико Феллини - азбука и катехизис оркестра. Если не считать отдельных малозначительных деталей, то это действительно обобщённый слепок социума под названием оркестр. Я фильм смотрел тогда, когда он появился, то есть в самом начале своей профессиональной деятельности, и пересмотрел сейчас. Во-первых, оказалось, что я его почти весь помню, а во-вторых, и это совпадает с впечатлением коллег, которые с моей подачи его пересмотрели, удивительно, насколько точно показаны оркестровые типажи и психология оркестровых музыкантов (с поправкой, конечно, на раздолбайское итальянское профсоюзное законодательство, которому остаётся только завидовать).



Все прочие попытки рассказать об оркестре и музыкальных инструментах можно считать апокрифическими. (Особый жанр - это учебники инструментовки, но это другая история).
Самое жестокое, что может быть в этой области просвещения и культуры - это рассказы об оркестре Светланы Виноградовой для детей и божьих одуванчиков. С точки зрения оркестрантов, конечно. Само её появление наводило на музыкантов ужас. Потому что вместо штатных двух отделений по сорок минут и окончания мероприятия с учётом антракта в девять с копейками, удовольствие прощания с прекрасным откладывалось на неопределённый срок. Мало того, что увлекательный рассказ о музыкальных инструментах уходил в бесконечность, вгоняя в сон в первую очередь оркестр, а затем и молодых мамаш с детьми, так ещё и в самый неожиданный момент звучала фраза вроде: "Послушайте, дети, как божественно звучит тема фагота в "Болеро" Равеля!", и уже минут двадцать, как сомлевший и ещё недосмотревший сон о покупке шифера для дачи, фаготист вздрагивал и пытался из пересохшей трости издать заявленные божественные звуки.
Я сейчас тоже займу своё место в этом скорбном ряду просветителей. Но пойду я не по пути Прокофьева, Бриттена и Виноградовой и прочих филармонических дам, печальными и торжественными голосами оракула переправляющих, как Харон, детей, а также их родителей, в царство Прекрасного. Я пойду, скорее, по пути Феллини, который единственный из всех этих, безусловно достойных граждан, догадался, что на музыкальных инструментах играют люди. Музыканты с тонкой трепетной душой, глубоким пониманием музыки и широким набором вредных привычек.





С кого бы начать?
Если по партитуре, то с флейты пикколо. Если по значимости, то всё-таки со скрипок. Психиатр начал бы с флейтиста. Для программера самое забавное - рояль ("Удивительная клава! Первый раз вижу, чтобы Shift был под ногой!"). С точки зрения пожарного, интереснее всего контрабас - он горит гораздо дольше скрипки. Для ребёнка ближе большой барабан. Если бы я был биатлонистом, я бы, конечно, начал с дирижёра.
А потом, по какому принципу группировать инструменты? Первые и вторые скрипки - это один инструмент или два? Конструктивно, безусловно, одно и то же. Функционально - нет. Струнные, духовые, ударные... С точки зрения способа извлечения звука из предмета? Да, они делятся примерно так. Но мы ведь разглядываем оркестр. Тогда нам интереснее место инструмента в музыкальном контексте, потому что постукивание палочки дирижёра по пульту и палочки ударника по барабану, будучи технологически практически идентичными, несут почти противоположный музыкальный смысл.

Начну-ка я с арф. Арфистки такие хорошенькие!
(продолжение следует)
Tags: Зисман, картинки
Subscribe

  • (no subject)

    "…Взять жену без состояния - я в состоянии, но входить в долги для ее тряпок - я не в состоянии…" Из письма П.А. Плетнёву. 18 февраля 1831 г.

  • (no subject)

    "...Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу..."

  • (no subject)

    Декабристы спрашивают: " А Саша выйдет?"

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

  • (no subject)

    "…Взять жену без состояния - я в состоянии, но входить в долги для ее тряпок - я не в состоянии…" Из письма П.А. Плетнёву. 18 февраля 1831 г.

  • (no subject)

    "...Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу..."

  • (no subject)

    Декабристы спрашивают: " А Саша выйдет?"