edvoskina (edvoskina) wrote,
edvoskina
edvoskina

Category:

ответ на детский вопрос

предыдущее http://edvoskina.livejournal.com/115934.html


...в продолжение темы вопросов и ответов, которая ведется в соседнем блоге, у меня к Вам вопрос от моей младшей дочери: вот раньше были композиторы - Бах там, Гендель, потом всякие Шопены, Равели, Дебюсси, Рахманиновы... А куда все композиторы сейчас делись? Почему нет фигур такого же масштаба?


"Я понял задачу, которую дал Бог решать сынам человека: всё он сделал прекрасным в свой срок". (Эккл. 3)


Самый правдивый ответ на любые вопросы дают оговорки и подсознательные проговорки. А уже потом идут рациональные объяснения и аргументы. И не всегда правильные. Ответ на ваш вопрос уже содержится в нём самом. Печальный такой ответ.



Музыка, пожалуй, самое древнее из искусств, с которыми мы имеем дело и по сей день. Первый вокально-инструментальный дуэт возник в тот момент, когда дубина одного неандертальца опустилась на голову другого. Одного можно квалифицировать как ударника, другого как вокалиста. После этой премьеры выяснилось, что голова вокалиста резонирует одним образом, мыслителя - другим, альфа-самца с более покатым лбом из оппозиционного племени звучит по-третьему, а, например, череп с произвесткованным мозгом, как у Ильича - просто замечательно, ну просто "череп Страдивари".


Кстати, остальные музыкальные инструменты имеют не менее гуманистические корни своей конструкции. Это - или хорошо и с удовольствием натянутая кожа (барабаны и литавры), или чьи-нибудь жилы (струнные и арфа). Несколько особняком стоят деревянные духовые, имеющие в основном растительное происхождение. Хотя если грамотно обсосать кость врага...



Музыка действительно является в некотором роде бытийным архетипом. По всему похоже, что она появилась раньше живописи и литературы (я уже не говорю про кино). Возможно, одновременно с танцем. Вот вполне убедительная иллюстрация глубинного происхождения музыки:

http://www.youtube.com/watch?v=ngZI4H8wuGc

Вся история человечества подтверждает это. (Под человечеством я вынужден вполне расистским образом ограничиться средиземноморской ойкуменой, потому, что истории других цивилизаций не знаю, хотя полагаю, что там было примерно то же самое).
Можно напомнить о музыкальной культуре Древней Греции, хотя бы даже и по их мифологии (Орфей, Аполлон и силен Марсий, который переиграл Аполлона на флейте), по широкому ассортименту музыкальных инструментов, по использованию хоровой и лирико-вокальной музыки, да и по музыкально-теоретическим изысканиям Пифагора и Аристотеля.
Музыкальная культура была развита и в Риме. Эта часть древнеримской культурной жизни носила там вполне узнаваемый современный характер. Очень широко было распространено домашнее музицирование. Публика с удовольствием посещала концерты виртуозов. Как и в наше время существовали большие оркестры рабов. Современники отмечали, что в театрах иногда было больше исполнителей, чем зрителей. Огромной популярностью пользовались музыкальные конкурсы и состязания. Достаточно вспомнить Нерона - Лучшего Друга певцов и музыкантов. Он не только организовывал эти конкурсы, но и, естественно, побеждал на них.



Библейские традиции даже не нуждаются в особой аргументации.

"Хвалите Его со звуком трубным
хвалите его на псалтири и гуслях.
Хвалите Его с тимпанами и ликами,
хвалите Его на струнах и органе.
Хвалите Его на звучных кимвалах,
Хвалите Его на кимвалах громогласных."
(Пс. 150: 3-5)

При закладке Первого храма царём Давидом был организован первый профессиональный оркестр "...чтобы они провещевали на цитрах, псалтирях и кимвалах; и были отчислены на дело служения своего." (1 Пар. 25:1) "И было число их с братьями их <...> двести восемьдесят восемь." (1 Пар. 25:5-7) Что примерно втрое больше современного симфонического оркестра.
Мы видим, что имеем дело с профессиональным коллективом, освобождённым от других обязанностей. Кстати, в отличие от более позднего тезиса "Ведь, кроме того, актёр должен где-то работать. <...> Ведь насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы она днём, понимаете... работала у шлифовального станка". (Это из "Берегись автомобиля" нахальный такой намёк на Фурцеву, министра, так сказать, культуры).
Что ещё раз подтверждает мысль о том, что каков Царь, таков и приход.
"А Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах". (2 Цар 6:5) А когда Мелхола, дочь Саула, намекнула, что царь ведёт себя неприлично, он послал её куда подальше бессмертными словами: "Пред Господом играть и плясать буду". (2 Цар. 6:21) И, видимо, добавил настолько крепкую ивритскую идиому, что "... у Мелхолы, дочери Сауловой, не было детей до смерти её". (2 Цар. 6:23)
Ну, а явно страховой случай у Иерихона можно даже не упоминать.

И куда бы мы не заглянули, и в какой бы отрезок времени мы ни посмотрели, везде есть музыка. У неё могут быть разные цели и задачи - в церкви, на площади, на войне. Скоморохи поют "об выпить и об дать по морде", мейстерзингеры про любовь, скальды - о Великом Руководителе (у них критерием успеха являлось не качество или громкость музыки или голоса, а количество превосходных степеней прилагательных в единицу времени в адрес конунга - тогда песня тянет на Сталинскую премию - опять же, обратитесь к Экклезиасту, там всё про это написано).

А теперь подберёмся к вопросу чуть поближе.

Будем исходить из того, что человек, как биологический вид или конструкция, если угодно, за последние три тысячи лет не изменился. А это означает, что композиторских гениев, даже при частоте появления одна штука в столетие, было довольно много. Вместе с ними жили и трудились потенциально выдающиеся компьютерные гении, микробиологи, и прочие гении в несуществующих областях науки и искусства. Если бы Ломоносов вышел из своей деревни под Холмогорами на сто лет раньше, то... То он мог бы и не выходить.
Ход и логика истории совершенно непостижимы. У древних египтян было всё для того, чтобы освоить электричество - и кошки, и эбонит, и медь. Рабы тёрли бы эбонитовые палочки о кошек, и по медным проводам шёл бы ток. И никто бы не слышал о лампочке Ильича - это была бы лампочка Хеопса. (Я вам более того скажу. Если тереть палочкой по шерсти и против, меняя направления пятьдесят раз в секунду, то можно получить переменный ток частотой 50Hz).


Паровоз прекрасно могли сделать древние греки во главе с Героном Александрийским, который на этой теме собаку съел. И тем не менее всё это резко и одновременно стартануло только в середине XIX века. Проще говоря, пока истории это не понадобится, потенциальный гений так и останется прозябать в латентном состоянии.
Многие выходки истории удивительны, неожиданны и, хотя все их можно как-то объяснить... Ну, объяснить можно всё, что угодно. Но почему здесь и сейчас? Или там и тогда?
Почему в 1968 году все вдруг встали на уши? Синхронно, но по разным поводам во Франции, США, Чехословакии. И даже немножко привстали на ушах в СССР.
Это всего лишь иллюстрация, но выходит, что если абстрагироваться от исторического материализма, то всё становится значительно менее понятным, хотя и значительно более правдоподобным.

Вот мы и подобрались к вопросу

Я вам подсказывать не буду. Вы сами непредвзято прикиньте, кого из композиторов слушают больше, музыка кого из них требует меньших усилий со стороны среднестатистического универсального слушателя и мысленно нарисуйте график с хронологией по горизонтали. Только по-честному.
У вас получится кривая, которую культурные и образованные люди называют "кривой Гаусса", и она будет иметь горб в районе XIX века и стремящаяся к нулю с одной стороны в самом начале XVII века и с другой стороны к третьей четверти XX.
Это означает что? Это означает, что культурный феномен, который мы условно называем классической музыкой, имеет исторически и этнокультурно ограниченную зону своего существования. и всё тут. Не было её в европейской истории до XVII века. И, судя по всему, не будет после XX.

Вот такая штука длиной в четыреста лет. Локальное явление.

Владимир Сергеевич Дашкевич в приватных беседах аргументировал редкость исполнения современной академической музыки тем, что концертным организациям не хочется исполнять музыку, за которую приходится делать авторские отчисления и им проще исполнять произведения давно и устойчиво покойных авторов. Это правда, Бах кушать не просит. Но в Западной Европе в современное искусство вбухиваются вполне заметные деньги. И в музыку тоже - фестивали, симпозиумы, перформансы. Результат такой же нулевой - дорогостоящая аппаратура работает, больной в коме.

Это не смерть искусства и оплакивать здесь нечего. Это естественный конец культурно-исторического феномена, причём он произошёл не сейчас, а примерно лет 30-40 назад.
Музыка XIX века так и осталась эталоном максимальной приближенности к нашему подсознательно-комфортному восприятию. Этим тонально-гармоническим языком написаны и арии из опер Беллини, и "Ой, цветёт калина" Дунаевского. И малейшее отступление от этих принципов моментально ведёт к снижению "коэффициента понятности".

Внутри этой "кривой Гаусса" за 400 лет прошло очень много разнообразных и невероятно интересных вещей - от Люлли и Генделя до Стравинского и Берга. А снаружи неё, с той стороны, что слева, были такие замечательные композиторы, как Жоскен Депре или Дюфэ. Но это была другая музыкальная цивилизация.



Какие-то эволюционные процессы идут. Опера перед тем, как загнуться, дала побеги в виде оперетты, которая пышно расцвела, но долго не протянула, и мюзикла.
С остальными жанрами менее понятно, но без музыки мы не останемся. Всё-таки как-то выходили из положения последние несколько тысяч лет.
Tags: Зисман, картинки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →