edvoskina (edvoskina) wrote,
edvoskina
edvoskina

Category:

ми-ми-мимика

началоhttp://edvoskina.livejournal.com/105545.html
прдолжениеhttp://edvoskina.livejournal.com/105765.html
http://edvoskina.livejournal.com/106259.html
http://edvoskina.livejournal.com/106996.html
http://edvoskina.livejournal.com/108069.html
http://edvoskina.livejournal.com/108493.html
http://edvoskina.livejournal.com/109170.html


А, когда вы на сцене, надо "держать лицо"? Чувствуете вы себя обязанными не выражать эмоций, как солист? Или нет?


В общем, конечно, "держать лицо" надо. Владимир Петрович Зива, с которым посчастливилось много работать, часто перед концертом обращался к замордованным халтурами и работами музыкантам с просьбой изобразить на измождённых лицах удовольствие от процесса музицирования.
Совершенно недостижимая вершина в этой области - это выражение лиц в балете или в цирке. Счастливая улыбка балерины, изображающей ротор, или циркача, который держит на лбу шест с ещё пятью улыбающимися рожами, безусловно отражает их удовольствие от происходящего. Я уже не говорю про дрессировщика. Вынуть голову из пасти льва и улыбнуться при этом - проявление элементарной вежливости по отношению ко льву.
Если говорить непосредственно об оркестре, то с разной степенью искренности это лучше всего получается у музыкантов камерного оркестра Спивакова и северокорейских оркестрантов, которые, судя по вдохновенному выражению лиц и синхронному раскачиванию всем телом, погружены в музыку более, чем во что бы то ни было.
От солиста изображать улыбку, слава Богу, не требуется. У него должно быть выражение глубокой сосредоточенности и вдохновения. Как правило, оно получается само собой.
У оркестрантов сложнее. Когда соло, то вообще ни до чего - нервы в кулак, глазки в кучку таким образом, чтобы видеть ноты, но не видеть дирижёра. Потому что и так страшно, а тут ещё и это. Когда не соло, внимание рассеивается, и тут надо следить за лицом. Если ты на сцене, а не в яме, разумеется.
И вообще себя надо контролировать. В качестве иллюстрации приведу пример из жизни моего коллеги, которого знаю уже лет двадцать.
В 90-е годы Лёша работал в Баховском центре. Это был один из множества оркестров, финансируемых различными зарубежными фондами и организациями, спасибо им. Время от времени оркестр давал концерты в прямом эфире на радио "Орфей". Гобой вообще дурацкий инструмент, и по моему представлению вообще издавать звуки не должен. По крайней мере, когда он играет, я это воспринимаю, как чудо, а когда что-то не так, то это, безусловно, его более естественное состояние. Короче, у Лёши во время исполнения очередного произведения И.С.Баха в прямом эфире для культурных людей, не взялась нота. Короткую паузу, которая из-за этого возникла, он использовал по максимуму, чтобы высказать всё, что он думает по этому поводу в адрес гобоя, трости и лично Баха.
Новую работу он нашёл достаточно быстро, поскольку музыкант хороший.
Возвращаясь к проблеме выражения лица, хочу заметить, что в оркестровой яме эта проблема стоит не так остро.
Единственный человек в оркестре, который может за выражением лица не следить - это дирижёр. И он этим активно пользуется. По-моему, если веб-камеру поставить не около избирательных урн, а в оркестре с видом на дирижёра, это будет гораздо более увлекательное и динамичное зрелище. Хотя, если вы видели фильм "Маска" с Джимом Керри, то камеру можно не ставить. Некоторые из них, пользуясь шумом, издаваемым оркестром, ещё и ругаются. Я до сих пор, хотя прошло много лет, пребываю в восхищении от дирижёра одного маргинального государственного оркестра, который на концерте во время исполнения "Сечи при Керженце" Римского-Корсакова матерился в адрес фаготиста (тот действительно был не во всём прав) в течение 16 тактов, ни разу не повторившись. К сожалению, существуют залы, и их становится всё больше, в которых публика сидит, в том числе, и позади оркестра. И дирижёру тоже приходится улыбаться, хотя и зверской улыбкой.
Да, совсем забыл. Если в нормальных условиях, пользуясь слепотой и удалённостью публики ещё как-то можно погрузиться в размышления, то с появлением телевизионщиков всё заметно усугубляется. Потому что предугадать, какая камера тебя в данный момент снимает, и какая из них откуда прилетит, практически невозможно. И ты вынужден высидеть на сцене целую симфонию, так и не поковыряв пальцем в носу.
Tags: Зисман
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments