edvoskina (edvoskina) wrote,
edvoskina
edvoskina

Category:

дошло до главного...

началоhttp://edvoskina.livejournal.com/105545.html
прдолжениеhttp://edvoskina.livejournal.com/105765.html
http://edvoskina.livejournal.com/106259.html
http://edvoskina.livejournal.com/106996.html
http://edvoskina.livejournal.com/108069.html
http://edvoskina.livejournal.com/108493.html



Вы на дирижёра-то смотрите? А зачем?
(edvoskina)


Для начала наберите в поисковике "дирижёры оркестр". Прочитайте то, что там написано, а уже потом идите по тексту дальше. Будем работать на контрасте.


В научных трудах принято ссылаться на авторитетное мнение предшественников, типа Аристотеля. Чтобы в какой-то степени подтвердить, что я здесь пишу истинную правду и ни капельки не злопыхательствую, приведу цитату из работы замечательного немецкого философа Теодора Адорно "Введение в социологию музыки".
"В одном большом немецком городе жил умственно больной сын обеспеченных родителей, который возомнил себя гениальным дирижёром. Чтобы излечить его, семья наняла лучший оркестр, который проиграл с ним Пятую симфонию Бетховена.Хотя молодой человек был немыслимо плохим дирижёром, исполнение было не хуже обычного; оркестр, который мог бы играть симфонию наизусть и во сне, не обращал внимания на фальшивые указания любителя. Итак, мания нашла почву для подкрепления".


Примечание
В литературе вы почти никогда и нигде не прочтёте о дирижёрах текстов, из которых можно было бы понять, что и как происходило на самом деле. Когда мы читаем, что Чайковский дирижировал своими произведениями, то можно, в том числе из его писем узнать, что он очень волновался, чтобы успокоиться пропускал перед концертом рюмашку, но что происходило в результате на самом деле, вряд ли удастся узнать. Ясно, что везде написано, что он это делал гениально.


Примечание 2
Существует огромный пласт музыкантского фольклора в виде анекдотов про дирижёров. Примерно выражающих следующее.
"Представляешь, мне приснилось, что я сижу на берегу реки, а по ней плывут гробы с дирижёрами". "Ну погоди, бывают же хорошие дирижёры". "Да, а хорошие дирижёры - в хороших гробах".


Немножко о дирижёрской профессии.
Скажу сразу, что профессия дирижёра уникальна по своей сложности и многозадачности, поэтому настоящих дирижёров - единицы. Геннадий Николаевич Рождественский в одном из интервью сказал, что у него было две или три сотни учеников. Дирижёров из них получилось пять-шесть. Я подозреваю, что работу нашли почти все.




То существо, которое стоит с дирижёрской палочкой спиной к публике, для начала должно обладать элементарным чувством ритма и слухом. Это свойственно далеко не всем из них. Даже если поставить перед оркестром ребёнка, он будет махать ручкой в такт музыке. Не всем дирижёрам это доступно. Поэтому фраза виолончелистки, обращённая к дирижёру во время спектакля, дамы, в принципе, с нордическим характером, "Перестаньте махать, мешаете", прозвучала абсолютно адекватно.


Дирижёр, как минимум, должен знать, чего он хочет, а как максимум, уметь показать это. Про флюиды молчу - они либо есть, либо их нет. Либо не долетают.
Когда дирижёр не знает, что делать с таким количеством нот и инструментов, он повторяет и повторяет с начала или от любого другого места всё с той нулевой целенаправленностью в надежде, что что-начнёт меняться. И оно меняется, становясь естественным образом всё хуже, потому что законы психологии никто не отменял. В этих случаях (это особенно существенно в симфоническом оркестре) чувствуешь себя проституткой, обслуживающей трудолюбивого импотента.


В сущности, оркестр - это очень специфический и сложный музыкальный инструмент, на котором играет дирижёр, поэтому идиотские просьбы здесь сыграть быстрее, а здесь тише - так же абсурдны, как если бы пианист объяснял роялю, как и что надо играть. Покажи, если умеешь - и всё. И обиженные фразы типа того, что " с другими дирижёрами вы играете нормально..." абсолютно идентичны тому, что я бы пнул Стейнвей, сказав ему с обидой, что "с Рихтером ты играл, а со мной не хочешь!". Я ведь не говорю гобою "Сыграй здесь быстрее". Я просто играю и всё.
Дирижёр в простейшем случае должен жестом показать темп, характер, вступление инструментов и групп, и сделать это так, чтобы сто человек поняли его однозначно. Или поучиться этому у гаишников, которые своей палочкой вытаскивают машину из потока чрезвычайно технично.


А не орать на музыкантов, которые должны каким-то загадочным образом вступить вместе, глядя на мелко трясущуюся руку маэстро. Посмотрите по телевизору, как это происходит. В этом и есть волшебная сила дирижёрской палочки, которая способна сбить сто профессионалов, которые ещё миг назад знали, что собираются сделать. При этом виноват всегда музыкант, поскольку всем известно, что палочка не киксует, а начальник всегда прав




По поводу красоты дирижёрского жеста.
Очередной гадёныш с мастер-класса в своё время то ли по нахальству своему, то ли по скудоумию, высказал мысль, которую обычно скрывают. На просьбу музыкантов показать вступление и вообще хоть что-нибудь, он искренне сказал, что оркестр должен играть сам, а его дело - артистично двигаться. И это довольно распространённое явление. Потому, что то, что делала руками Дударова, с музыкой вообще никак не коррелировало. Это для меня самая большая загадка - как можно размахивать руками не в такт музыке.


А ведь возможности оркестра по части сопротивляемости не беспредельны. На моей памяти оркестру не удалось спасти "Лёгкую кавалерию" Зуппе (как можно развалить оркестр в марше, для меня загадка), "В пещере горного короля" Грига. В исторические анналы вошла сцена дуэли из "Онегина", когда Зарецкий со своей репликой "Теперь сходитесь", обратился не к дуэлянтам, а к оркестру.




Маленькое лирическое отступление.
Прошло много лет. И вдруг я вижу расклеенные по всей Москве афиши - концерт Валерии с оркестром Плетнёва в декабре. Афиши висели чуть ли не с лета. Дирижёр - тот самый козёл, который в своё время развалил Грига. "Ни хрена себе", - подумал я. И забыл.
И вот, уже в этом январе, в курилке, с интересом слушаю историю, рассказанную коллегой о том, что это маэстро уже в первом отделении концерта развалило, что успело, за что уже в антракте в самом, что ни на есть буквальном смысле получило по сусалам от Пригожина с пожеланием, чтобы его выкинули к чёртовой матери за пределы Кремлёвских стен. Концерт додирижировал совершенно другой человек. Талантливый. Кларнетист
.



Отдельные выдающиеся художники мимики и жеста высказывают глубокомысленные пожелания вроде того: "Сыграйте здесь фиолетовым звуком". Не проблема - играешь фиолетовым. Как правило, для этого достаточно выпучить на дирижёра глаза и начать раскачивать инструментом.
Но в принципе, чтобы всё было нормально, лучше опустить глаза и слушать коллег, а в случае нештатной ситуации, играть по тромбонам. Во-первых потому, что их хорошо слышно, а во-вторых, потому что сами они никого не слышат и будут играть то, что играют.


Хотя даже периферийным зрением видно, что что-то мельтешит. Невпопад. Как игрушка на верёвочке, висящая на зеркале заднего вида
.



Ещё немножко об отношениях дирижёра и оркестра.
Коллизия заключается в том, что, как правило (или, скажем мягче, в значительном большинстве случаев) оркестр профессиональнее своего профнепригодного Демиурга, а власть, наоборот - у него. Вплоть до того, что (это крайние случаи, конечно) Герберт фон Караян мог послать на Восточный фронт, а Карл Элиасберг - лишить продуктовых карточек. Сейчас, всего-навсего снять грант.
Мне как-то пересказывали замечательный диалог оркестранта и дирижёра. ...Как всегда, слово за слово. Раздражённый дирижёр - музыканту: "Встаньте за пульт и сами покажите".
Оркестрант дирижёру: "Простите, маэстро, но я так же, как и Вы, в этом ничего не понимаю".
Однажды на гастролях во время длинного переезда в автобусе оркестр смотрел "Мизери" Стивена Кинга (там, где ненормальная тётка заполучила к себе любимого писателя - а дальше всякие ужасы). Оркестр устал, да и попил по чуть-чуть, и фильм скорее раздражал, чем радовал. И тут я предложил представить себе, что герой фильма не писатель, а дирижёр. Дальше весь триллер шёл под гомерический хохот всего автобуса.



Как известно, власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. Поэтому то, что происходило в Госоркестре Горенштейна, позволило увидеть извне сквозь маленькую щёлочку некоторую широко распространённую норму. Она больше свойственна симфоническим оркестрам, потому, что там власть дирижёра абсолютна, и несколько меньше - театральным, хотя не всегда и не везде. Заграницу мы не рассматриваем, потому что там есть профсоюзы, и дирижёр тоже на контракте, а не пожизненно: как у нас получает оркестр в личное владение.


По степени вежливости обращения с оркестром на первом месте, конечно маэстро Фридман из Израиля. Я с ним работал всего один раз, и он оставил неизгладимое впечатление. Я так понимаю, что до Израиля он жил в Одессе. И дирижёр хороший, и человек доброжелательный. Замечания звучали примерно так(деликатная извиняющаяся интонация): "Уважаемый исполнитель на трубе! Извините, пожалуйста. Всё замечательно, но, видите ли, звук трубы, пока долетает до меня, успевает немножечко опуститься. Вы не могли бы сделать чуть повыше?". В его интонации не было даже намёка на сарказм. Это была всего-навсего просьба.


За последние места идёт ожесточённый бой.




Для ясности позиции.
Пропорцию в дирижёрском составе достаточно точно обозначил Геннадий Николаевич Рождественский (см. выше). Настоящих дирижёров раз-два, и обчёлся. И работать с ними - огромное счастье и кайф. Когда перед тобой настоящий профессионал и музыкант. Это видно сразу и чувствуется сразу. Когда перед тобой Рождественский или Понькин, тебе в принципе не удастся сыграть не то или не там. Когда дирижировал Колобов, ты понимал, что хуже, чем гениально, ты играть не имеешь права, это невозможно. Когда перед тобой дирижёр, который тебя ведёт, и предлагает решения, которые лучше твоих, как Зива, Панула или Бадэа, ты им благодарен, потому что ты опять в музыке.
Вот так вот
Tags: Зисман
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →